Поиск мест гнездования большого подорлика на севере Черниговской области

В конце июня − начале июля 2009 г. была осуществлена экспедиция по выявлению мест гнездования большого подорлика на севере Черниговской области. Экспедиция проведена благодаря конкурсу проектов, объявленному Украинским центром исследований хищных птиц.

Вопрос об уточнении распространения и численности большого подорлика на территории Украины остается открытым. Напомним, что до середины ХХ столетия этот орел гнездился в большинстве областей Украины (Зубаровський, 1977). Исследования последних десятилетий пока доказали гнездование большого подорлика только на северо-западе Украины – в Ровенской и Волынской областях (Домбровский, 2007). Благодаря нашим белорусским коллегам, после проведения специальных учетов, стало ясно, что основная часть белорусских больших подорликов обитает в Припятском Полесье на приграничных с Украиной территориях. Часть этой гнездовой группировки обитает на территории Украины. Надежные данные, подтверждающие гнездование этого вида в других регионах, на сегодня отсутствуют.

Сходство большого подорлика с близкородственным и более многочисленным малым подорликом нередко вводит в заблуждение орнитологов, поскольку идентификация этих видов часто бывает неверной.
В Украине изредка приходится встречать большого подорлика во время миграций. Предварительная оценка его численности в пределах Украины составляет всего лишь от 10 до 20 пар. Конечно же, полноценные исследования перспективных мест для его гнездования в ближайшем будущем смогут более точно оценить состояние популяции большого подорлика. Именно для этой цели нами была осуществлена экспедиция на север Черниговской области.
Этот орел предпочитает гнездиться и охотиться на увлажненных территориях, где не осуществляется какая-либо человеческая деятельность или она сведена до минимума. Также он избегает территорий, где поблизости находятся населенные пункты.
Составляя маршрут экспедиции, предварительно обрабатывая топографическую карту области, мы отдавали предпочтение большим мелиоративным системам в пределах крупных лесных территорий. Поэтому были обследованы две такие территории в Репкинском районе, также в этом районе осмотрены старые, заброшенные и большие по площади торфяные карьеры на болоте Замглай. Также было отдано предпочтение обследованию поймы среднего течения р. Снов. Наиболее перспективными для выявления большого подорлика нам виделись участки поймы, проходящие вдоль границы с Российской Федерацией.

Экспедиция проводилась с 25.06 по 8.07.2009 г. в Репкинском, Городнянском, Щорском, Семеновском, Коропском, Новгород-Северском и Корюковском районах на автомобиле «Нива». Учеты хищных птиц проводились по методике В.Ч. Домбровского с соавторами (2000, 2001) с учетом опыта, полученного нами (Домашевский, 2004). В нашем случае расстояние между учетными точками составляло от 2 до 5 км, в зависимости от рельефа и окружающей растительности, а также от возможности добраться до удобной позиции с хорошим обозрением. Продолжительность остановок на учетных точках составляла от 1,5 до 3 часов. Для наблюдений использовались бинокли кратностью 10-15 х 50 и зрительная труба с переменной кратностью 20-60 х 100. Точки и места регистраций птиц наносились на карту. В случаях, если обзор не позволял качественно проводить наблюдения, мы взбирались на отдельно стоящие в пойме деревья, откуда и велись учеты.
Учеты хищных птиц в пойме р. Снов мы начали ниже по течению от г. Щорс (с. Смяч). Далее наш маршрут проходил вверх по течению до места впадения в нее р. Ревна. Общая протяженность обследованной поймы составила около 44 км, на которых было заложено 13 учетных точек.
Далее была обследована пойма р. Ревна от устьевой ее части до места впадения в нее р. Рванец. Общая протяженность обследованной поймы составила 20 км с пятью учетными точками. Пойма р. Рванец была обследована на протяжении 8 км, учетных точек было заложено 2. Всего же было заложено 28 точек, где проводились многочасовые наблюдения. Также хищные птицы учитывались и во время переездов. Общий пробег автомобиля составил около 2 тыс. км.
Стоит отметить, что на отдельных территориях картина, отображенная на топографической карте, не совсем соответствовала реалиям. Большая часть участков поймы рр. Ревна и Рванец были довольно сухими. Основная часть припойменных и пойменных лесов р. Снов оказались молодыми и не совсем пригодными для обитания большого подорлика. Старые участки леса встречались небольшими вкраплениями, что являлось последствием массовой и бесконтрольной рубки зрелого леса. В некоторых местах лесные дороги пришли в негодность, в таких случаях участники экспедиции пробирались к открытым участкам местности через труднопроходимые заболоченные леса. Такие участки как раз были в малопосещаемых приграничных районах с Россией. Добавляли «радости» участникам экспедиции жара, а также обилие кровососущих насекомых. Днем, в жару, донимали оводы, которые атаковали автомобиль и его пассажиров, мешали работать с оптикой на точках, а вечером наступала очередь мошки и комаров.

К сожалению, за время экспедиции нами большой подорлик нигде не был отмечен. Мы тщательно исследовали самые глухие участки поймы Снова, часами просиживали на вершинах деревьев, страдая от жары и оводов. Но должны констатировать тот факт, что этого орла в районах нашего исследования нет. Выбрав самые интересные и перспективные для его обитания территории, получили отрицательный результат. Скорее всего, этот вид здесь уже не гнездится или же его пребывание в области остается только предполагать. Не встречал его в пойме Снова также В.Н. Грищенко, пройдя сплавом часть территорий, где мы проводили исследования (Грищенко та ін., 2000). Может быть, удача в этот раз обошла нас стороной. Последний раз этот вид в Черниговской области в период гнездования был отмечен нами на болоте Бондаревское в 2007 г., когда наблюдалась гибридная пара с малым подорликом (Домашевский, 2008).
Зато в ходе экспедиции нас ждал приятный сюрприз. Наконец-то была поставлена жирная точка в вопросе о характере пребывания в отдельных регионах севера Украины такого редкого гнездящегося вида, как полевой лунь. В Репкинском районе на частично заросших лугах нами было отмечено 2 самца этого вида. Одна из птиц несла добычу в заболоченные участки луга. В том же направлении добычу переносила и самка. Гнездо не удалось найти из-за нехватки времени. Также 2 территориальные птицы (самец и самка) отмечены в Щорском районе в пойме р. Снов у границы с Россией. Таким образом, это первая регистрация полевого луня с признаками гнездования в Украине за последние несколько десятков лет.

Несмотря на неудачу с большим подорликом, нами был собран обширный материал по распространению и численности других видов, в том числе редких. Всего в ходе экспедиции нами было зафиксировано 12 видов хищных птиц.

В пойме р. Снов на 44 км поймы было учтено: осоед – 11 территориальных пар; черный коршун – 3; полевой лунь – 2; луговой лунь – 6 территориальных самцов + 3-4 территориальных пары; болотный лунь – 30 пар; ястреб-тетеревятник – 3; ястреб-перепелятник – 2; обыкновенный канюк – 38; змееяд – 3; малый подорлик – 6 пар (одна из них явно гнездящаяся на территории России); чеглок – 2.

На 20 км поймы р. Ревна, учтено: осоед – 1 пара; луговой лунь – 2; болотный лунь – 1; обыкновенный канюк – 9; малый подорлик – 2; чеглок – 1.

На 8 км поймы р. Рванец учтено: луговой лунь – 1 пара; болотный лунь – 2; обыкновенный канюк – 4; змееяд – 1.

Общая численность хищных птиц за период экспедиции была такой (в парах): осоед – 16; черный коршун – 8; полевой лунь – 3-4; луговой лунь – 18-19; болотный лунь – 48; ястреб-тетеревятник – 5; перепелятник – 2; обыкновенный канюк – 91; змееяд – 8; малый подорлик – 12; чеглок – 7-8 пар; обыкновенная пустельга – 1.

Сергей Домашевский (Украинский центр исследований хищных птиц), Александр Федун (Черниговский государственный педагогический университет им. Т.Г. Шевченко), Сергей Гладкевич (Центр креативной фотографии)

Литература

Зубаровський В. М. Фауна України. Птахи. – К. : Наук. думка, 1977. – Т. 5, вип. 2. – 332 с.

Грищенко В.М. та ін. (2000): До орнітофауни долини р. Снов (Чернігівська область). – Беркут. 9 (1-2): 9-11.

Домашевский С. В. (2004): Опыт учета хищных птиц в лесных биотопах. – Облік птахів: підходи, методики, результати: Збірник наукових статей другої міжнародної науково-практичної конференції. Житомир: 46-47.

Домашевский С.В. (2008): Хищные птицы регионального ландшафтного парка «Межреченский». – Новітні дослідження соколоподібних та сов. Матеріали ІІІ Міжнародної наукової конференції “Хижі птахи України”, м. Кривий Ріг, 24-25 жовтня 2008 р. – Кривий Ріг, 2008. – С. 106-117.

Домбровский В. Ч., Тишечкин А. К., Журавлев Д. В., Дмитренок М. Г., Пинчук П. В. (2000): Находки большого подорлика (Aquila clanga) в Центральном Полесье. – Subbuteo. 3 (1): 3-13.

Домбровский В. Ч., Журавлев Д. В., Demongin L. (2001): Редкие виды хищных птиц Белорусского Полесья. – Subbuteo. 4 (1): 11-24.

Домбровский В. Ч. (2007): О гнездовании большого подорлика в западной и южной Украине // Беркут. – Т. 16, вып. 2. – С. 205-212.

Рекомендоване посилання:Домашевский С., Федун А., Гладкевич С. Поиск мест гнездования большого подорлика на севере Черниговской области. – Український центр досліджень хижих птахів. 30.07.2009. https://raptors.org.ua/116. Дата звернення: .


3 коментарі


  1. Андрій :

    Хорошая робота! Фоторепортаж классный! А главное– на фото места знакомые есть!

  2. Oleg f :

    Приятно почитать! Интересные результаты.
    Жаль более достоверно не получилось с полевым лунем.
    Гнездящихся фифи и чернышей не встречали? ;)

  3. Александр В :

    хороший фоторепортаж, как будто сам там побывал. Красивые места, может и вертлявая камышевка там где есть? В Беларуси они живут “рука об руку”. Хорошо бы методику учета (с дополнениями) все-таки привести целиком, людям интересно, а доступа к публикациям может и нет.

Ви маєте увійти, щоб коментувати.