Український центр досліджень хижих птахів

Інформаційно-публікаційний сайт

Интервью Виталия Ветрова для сайта European Raptors

European Raptors: Interviews

Предлагаем вашему вниманию еще одно интервью для сайта European Raptors. Оно посвящено современному статусу могильника (Aquila heliaca), проблемам его изучения и охраны в Украине. На вопросы Маркуса Джайса (Markus Jais) отвечает Виталий Ветров. Прочитать интервью на английском языке можно на сайте European Raptors. У нас вы можете ознакомиться с его русскоязычной версией.

Фото: В.Ветров, Ю.Милобог.

Маркус Джайс: Какова современная численность популяции могильника в Украине, и что вы можете сказать о тенденциях её развития за последние двадцать лет?

Виталий Ветров: В своих последних публикациях, в т.ч. и в Красной книге, я указывал современную численность могильника для Украины не менее, чем в 100-110 пар. Хотя, учитывая большую территорию страны и нерегулярность исследований, а также достаточное количество малообследованных участков и нехватку профессиональных орнитологов, можно допустить, что реальная численность вида лежит в пределах 130 – 150 гнездящихся пар. Тем более, что в последние 20 лет наметилась четкая тенденция увеличения численности, и как следствие – освоение новых территорий и новых биотопов (лесополосы), где ранее могильник не гнездился, или не гнездился уже давно.

Маркус Джайс: Сколько пар загнездились, и сколько птенцов успешно выросли и покинули гнезда в 2010?

Виталий Ветров: К сожалению, мы не можем проводить ежегодный мониторинг всей украинской популяции могильника. Основная причина – большие расстояния между гнездами, гнездовыми группировками, а также, отсутствие программ, финансирования, энтузиастов. Да и мы сами, в основном, занимаемся могильником попутно, при изучении других видов или территорий. Что касается 2010 года, могу лишь сказать, что, в отличие от предыдущих лет, посетил всего 5 гнезд. В одном было три слётка (Крым), в другом – три оперённых птенца (Донецкая обл.), в трёх гнездах из Харьковской обл. были: один оперенный пт., пустое и разорённое. По другим территориям, знаю лишь отрывочные данные по Днепропетровской обл. (одно гн., самка насиживала, но судьба неизвестна), по Крыму (ещё два гн.: одно строящееся, в другом самка насиживала, но судьба их неизвестна) и по Харьковской обл. (не менее 5-ти гнезд, но судьба их мне неизвестна).

Маркус Джайс: Что вы можете сказать о среднем успехе гнездования за последние годы?

Виталий Ветров: Если не проводить наблюдений за отдельными парами могильника, то трудно судить об успехе гнездования. Мы посещаем лишь отдельные гнезда и то чаще всего один раз и в разное время. Чаще всего приходится видеть 1-2-х слётков.

Маркус Джайс: Как часто встречаются 2-3 слетка на гнездо, и какие обстоятельства благоприятствуют успешному развитию выводка с 2-3 слетками?

Виталий Ветров: Достаточно часто приходится видеть в гнездах двух оперенных птенцов. Гнезда после вылета птенцов мы обычно не посещаем, поэтому о слётках говорить не буду. В гнездах или у гнезд трёх птенцов видел всего четыре раза за всё время, причем три из них за последние пять лет. Обычно 2-3 птенца бывает в гнездах старых пар, много лет гнездящихся в одних и тех же гнездах. Но бывают и исключения. Например, в одном из гнезд в лесополосе (Харьковская обл.) пара вырастила одного слётка в очень маленьком гнезде. На следующий год в этом гнезде было три птенца, хотя в размерах оно не увеличилось. При этом, у другой пары в том же районе в многолетнем крупном гнезде был всего один птенец. А у другой пары (самка ещё не в последнем наряде) и гнездившейся явно первый раз было два оперенных птенца. Всё же, на мой взгляд, 2-3 слетка чаще бывает у старых пар в местах, богатых кормом.

Маркус Джайс: Что вы можете сказать об угрозе поражения могильников электрическим током в Украине? Отличается ли ситуация для молодых, неполовозрелых особей, самок?

Виталий Ветров: Безусловно угроза поражения могильника током в Украине существует, но мы имеем слишком мало данных о таких случаях. Могу привести лишь пример, когда под одной из опор низковольтной линии в Крыму весной 2010 г. мне и С. Домашевскому довелось видеть останки погибшего молодого могильника, вероятно, осенью предыдущего года.

Маркус Джайс: Какие другие факторы угрозы для могильника в Украине вы можете назвать?

Виталий Ветров: Основные угрозы для могильника в Украине в последнее время – это, прежде всего, незаконное изъятие птенцов из гнезд для содержания в неволе (частные зоопарки, фотографы). По опросным данным, в некоторые годы из гнезд, в основном, на юге страны выбирается не менее 20-ти птенцов. Немаловажным фактором является и незаконная охота, при которой могильники иногда попадают под выстрел. Безусловно, имеет место и целенаправленный отстрел некоторых птиц голубеводами или лесниками. Остальные факторы тоже имеют место, но на мой взгляд, менее значимы.

Маркус Джайс: Оказывают ли эти факторы негативное воздействие на другие виды хищных птиц, например, на балобана или орлана-белохвоста?

Виталий Ветров: Могильник здесь не самый яркий пример. Балобана из гнезд (а чаще слётков) изымают даже больше. Не меньше канюков и тетеревятников (но это обычные виды). Много разных хищников отстреливают охотники. А вот орлан здесь занимает далеко не ведущее место, в силу своей осторожности и малодоступности гнезд, хотя по сравнению с могильником, орлана отстреливают у нас чаще, т.к. его и больше, за счет пролетных и зимующих птиц.

Маркус Джайс: Назовите главный кормовой объект могильника в Украине

Виталий Ветров: Главным кормовым объектом могильника в Украине раньше был суслик. Сейчас, после повсеместного падения численности этих зверьков, вероятно, на первое место в питании орлов вышли птицы средней величины (грачи, куропатки и др.), а из млекопитающих – слепыш, хотя местами суслики продолжают играть важную роль в питании могильника.

Маркус Джайс: Испытывает ли могильник недостаток кормовых ресурсов? Как влияет интенсификация сельского хозяйства на кормовые объекты и, таким образом, на могильника?

Виталий Ветров: Думаю, да. Особенно это ощущается при наблюдении за парами, гнездящимися в лесостепной зоне, где, безусловно, раньше суслики являлись главным кормовым объектом могильника. В степной зоне разнообразие кормовых объектов более богатое. Что касается интенсификации сельского хозяйства, то о нём говорить сейчас не приходится. Наоборот, всё больше полей выходят из севооборота. Меньше используется удобрений и ядохимикатов. Всё это способствует большей выживаемости кормовых объектов, а следовательно, лучше и для могильника.

Маркус Джайс: В ряде Европейских стран существует проблема нехватки высоких и крепких деревьев, пригодных для постройки гнезд. Какова ситуация в Украине?

Виталий Ветров: У нас могильник пока так не гнездится как в ряде Европейских стран (на отдельных высоких деревьях среди агроценозов), поэтому эта проблема остро не стоит. Хотя местами наличие высокоствольных сосновых насаждений могло бы способствовать увеличению численности вида.

Маркус Джайс: Что известно о перемещениях могильника, гнездящегося в Украине?

Виталий Ветров: О миграционных перемещениях могильников, гнездящихся у нас в стране, кроме того, что они мигрируют на юг, а зимой в небольшом количестве встречаются в Крыму, ничего не известно. Очень хочется выразить надежду, что в ближайшие годы Украина будет участвовать в совместных с Европейскими странами программах по спутниковому мечению могильника с цель установления пролётных путей. Пока в этом направлении сделан первый шаг только для балобана.

Маркус Джайс: Зимуют ли в Украине могильники из других стран?

О том, зимуют ли у нас могильники, гнездящиеся в других странах, также ничего не известно.

Маркус Джайс: Существует ли конкуренция с другими видами хищных птиц, например, с беркутом или орланом-белохвостом?

Виталий Ветров: Ни в плане питания, ни в плане гнездования могильник у нас не испытывает конкуренции со стороны других крупных хищных птиц. Беркут у нас очень редок и гнездится только в Карпатском регионе, где нет могильника, а белохвост гнездится, в основном, в других биотопах и имеет другой спектр питания. Небольшая конкуренция у могильника с другими хищными птицами может быть только на небольших колониях суслика. Ведь известно, что этот грызун является излюбленным кормовым объектом многих видов хищных птиц.

Маркус Джайс: Есть ли в Украине программы по охране могильника?

Виталий Ветров: Учитывая, что могильник является глобально угрожаемым видом в Европе, Общество охраны птиц Украины в 1996 году участвовало в международной программе по инвентаризации вида. Я в то время возглавлял украинскую часть проекта, рассчитанного на два года, и принимал участие в российской части программы. Тогда был сделан ряд экспедиций по территории Украины, позволивший выявить новые гнездовые участки, установить численность в отдельных регионах. Но программа оказалась незаконченной из-за отсутствия финансирования на следующий год. Позже, в первой половине 2000-х годов я дважды подавал в Общество охраны птиц проекты по продолжению инвентаризации могильника и его охране, но не смотря на наличие средств под эту программу, работа так и осталась незавершённой. Проводимые же позже экспедиции по ряду областей Украины с цель поиска новых мест гнездования могильника осуществлялись только по личной диссертационной тематике.

Маркус Джайс: Какие меры предпринимаются правительством и общественностью для сохранения популяции могильника в Украине?

Виталий Ветров: Нужно отметить, что на данный момент Обществом охраны птиц Украины составлен План действий по сохранению могильника в Украине, но на деле он не осуществляется. Нет поддержки и со стороны правительства и общественности в этом направлении (и не только по охране могильника).

Маркус Джайс: Какую помощь в сохранении популяции/охране могильника оказывает общественность, например, любители-орнитологи (бердвотчеры)?

Виталий Ветров: За последнее время наши коллеги-орнитологи нашли несколько мест гнездования могильника в степной части Украины, что позволило нам скорректировать численность вида в отдельных регионах. Но никакой помощи по сохранению этих гнёзд никто не оказывал и почти все они позже были разорены браконьерами. В целом, можно сказать, что в Украине не ведется никакой охраны гнёзд могильника, а также мест их гнездования. Как показала практика, лучше выживают те пары, о которых никто не знает. К сожалению, в последние годы увеличилось количество людей, проявляющих интерес к могильнику как объекту нелегальной торговли, в основном, для содержания в частных зоопарках или с целью фотографирования в курортных зонах. По некоторым данным, в отдельные годы, в основном, на юге страны, из гнёзд изымают до 15-20-ти птенцов могильника. Мы пытались привлекать телевидение к этой проблеме, писали письма в Министерство Автономной Республики Крым, но всё это имело только временный эффект и в целом проблему не сняло.

Маркус Джайс: Что известно о степном орле в Украине?

Виталий Ветров: Степной орёл в Украине исчез на гнездовании в начале 1980-х годов. Сейчас ближайшие места его гнездования находятся в России в междуречье Дона и Волги. Причём, эта популяция в настоящее время находится на гране исчезновения по причине деградации пастбищ и депрессии сусликов – их основного корма. Более стабильные популяции орлов находятся в Прикаспии, но это также далеко от Украины. Таким образом, гнездование степного орла у нас пока вряд ли возможно в ближайшее время. Пока что этот орёл иногда отмечается в качестве залётного вида, в основном, во время миграций (Крым, Луганская область).

Маркус Джайс: Опишите самый запомнившийся вам случай, связанный с могильником.

Виталий Ветров: С 1986 года, когда я нашёл первое гнездо могильника в Харьковской обл., я прошёл и проехал много километров в поисках гнезд этого орла. За это время я возглавлял и участвовал в нескольких проектах по этому виду, принимал участие во многих, в том числе и зарубежных, конференциях, где делал доклады о наших могильниках, писал статьи, в том числе и для двух последних изданий Красной книги Украины. Найденных гнёзд и впечатлений за это время было много. Но пожалуй, вспомню один случай из Харьковской обл., где мы с Ю. Милобогом несколько лет назад обследовали степные балки в поисках новых гнездовых участков орлов. Посетив в июне одно из известных уже гнёзд в лесополосе, мы удивились, увидев в нём трёх крупных пуховиков. Гнездовое дерево было достаточно тонким и сильно наклонилось, к тому же, гнездо было очень мелких размеров. Мы приняли решение пересадить одного птенца в другое гнездо могильника, расположенное в пятидесяти километрах, где был всего один птенец такого же возраста. Приятно было увидеть через месяц при кольцевании птенцов, что все они выжили. Первое гнездо было полуразрушено оставшимися там птенцами, и третий был бы там совсем не кстати и мог выпасть и погибнуть. Кроме того, оказалось, что докармливает этих птенцов всего одна взрослая птица, т.к. самца мы нашли погибшим под одним из соседних деревьев. Вероятно, он прилетел сюда раненым и здесь погиб (в питании этой пары были домашние куры). Интересно, что на следующий год самка нашла нового самца и в конце апреля в этом же гнезде насиживала кладку. Жаль только, что при проверке в июле оно оказалось брошенным по неизвестной причине, не отмечены были и взрослые птицы. Остаётся добавить, что найдено это гнездо было в 2006 году в ходе совместной с венгерскими коллегами экспедиции по территории Украины.

Рекомендоване посилання:Jais M., Ветров В. Интервью Виталия Ветрова для сайта European Raptors. – Український центр досліджень хижих птахів. 27.07.2011. https://raptors.org.ua/352. Дата звернення: .


2 коментарі


  1. Вернер Виктор :

    В Днепропетровской области угрозой для гнездящихся могильников являются отдыхающие и лесники.Учитывая то, что большинство пар гнездятся в Самарском лесу (3 пары) либо на опушке, либо в редколесье, где чаще собираются отдыхающие и разжигают свои костры, после чего часто бывают пожары и повреждаются гнездовые деревья, которые потом просто вырубаются лесниками без разбора. Помимо этого лесники часто вырубают возрастные сосновые насаждения природного происхождения, а на их месте сажают “ряды”, которые никогда не дорастают до зрелого возраста (их вырубают при достижении определенного возраста), что практически исключает гнездование в них могильников.
    В рационе могильников я часто отмечал сравнительно большое количество цапель. Несколько реже встречались зайчата.

  2. александр в. :

    интересное интервью и прекрасные фотографии. Косвенные факторы (о которых пишет Вернер) мне кажется все-таки недооцениваются.

Ви маєте увійти, щоб коментувати.