Совместные орнитологические исследования на Кавказе

В начале мая 2009 г. состоялась третья Российско-Украинская экспедиция по Северному Кавказу. Первая из них прошла в конце мая – начале июня 2004 г. по Восточному Приазовью и Тамани. Вторая в начале мая 2008 г. охватила то же Восточное Приазовье, также Западный Кавказ до Приэльбрусья, а попутно были обследованы еще Ставрополье и Калмыкия. Последний, самый продолжительный и результативный маршрут прошел с 1 по 10 мая 2009 г. по 6 регионам России: Ростовской области, Калмыкии, Ставропольскому краю, равнинному и горному Дагестану, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Общая протяженность автопробега по России составила при этом около 3300 км.

Основной целью всех этих поездок был поиск и учет численности хищных птиц, прежде всего – редких, особо охраняемых видов: орлов, сипов, бородача, стервятника, курганника, степной пустельги и др. Одновременно изучалась их экология, фенология размножения, поведение, лимитирующие факторы, определяющие динамику их ареалов и популяций. Попутно собирались также фаунистические материалы, на местах стоянок проводились учеты мелких видов птиц, поиски гнезд и другие исследования.

Материалы первых двух экспедиций нашли отражение в 7 специальных совместных публикациях (Белик и др., 2004-2008) и в ряде других работ. Не менее интересные результаты получены и во время последней поездки. Так, в Калмыкии и на сопредельных территориях были прослежены закономерности современного распространения степного орла и курганника. Первый из них в последние годы здесь практически полностью исчез, сохранившись лишь в небольших рефугиумах с колониями малого суслика, а курганник постепенно увеличивает свою численность и расселяется на запад, осваивая замещающие корма и новые биотопы: опоры ЛЭП, на которых когда-то гнездились степные орлы, лесополосы среди полей, одиночные деревья и кустарники среди песков. Особая популяция в последние годы сформировалась в предгорьях Дагестана, где птицы перешли к гнездованию на скалах (Букреев и др., 2007). Сейчас курганник интенсивно проникает там в глубь сухих горных ущелий и его гнездовья найдены нами уже близ аулов Параул, Аркас и др.

В Дагестане и на Ставрополье продолжается рост численности и расселение степной пустельги, сотенные скопления которой обнаружены, например, среди Ногайских степей в Ленин-ауле и Калинин-ауле, где под крышами небольших одноэтажных домов часто гнездились по 5-10 пар вместе. Отдельные же пары и небольшие поселения степных пустельг прослежены на запад до аулов Боранчи и Карагас в Дагестане и сёл Абрам-Тюбе и Зункарь в Ставропольском крае.

Особенно же впечатляющими оказались современные тенденции в популяциях орла-могильника. Так, на равнинах и в предгорьях Дагестана, где до этого общая численность орла оценивалась всего в 12-15 пар (Джамирзоев и др., 2000), нами было выявлено еще около 20 ранее неизвестных гнезд, в том числе 12 гнезд – на равнине, одно – на склонах самого крупного в Европе, фантастического бархана Сарыкум в заповеднике в предгорьях у Махачкалы, а остальные – в межгорных котловинах. Только за один день 5 мая в Дагестане было обнаружено 7 жилых гнезд карагуша. Два новых его гнезда найдены в полезащитных лесополосах на Ставрополье, старое гнездо отмечено на Кабардинской подгорной равнине, а 9 мая под куэстами Скалистого хребта в междуречье Чегема и Баксана всего на 30 км маршрута мы учли сразу 11 гнезд могильника, лишь 4 из которых были известны нам ранее (Белик, Тельпов, 2007). При этом еще 2 его гнездовых участка остались там не обследованы из-за дефицита времени.

В горах Дагестана довольно обычны оказались также и беркуты. Всего за два дня на 400 км автомаршрута по горам Дагестана нами было учтено до 8 встреч с беркутами, большинство из которых держались явно на гнездовых участках. До этого там было известно всего 4-5 мест их гнездования (Джамирзоев и др., 2000; Букреев и др., 2007). Сейчас же 2 гнезда с птенцами, располагавшиеся в 3 км друг от друга, найдены 6 мая на небольшом хребте в ближайших окрестностях г. Буйнакска и еще 1 гнездо – в ущелье р. Халагорк близ аула Леваши. В то же время старое гнездовье беркута на огромной Белой скале, осмотренное в 2002 г. в котловине Орота на р. Аварское Койсу (Белик и др., 2002), сейчас оказалось брошено из-за браконьерского изъятия птенцов.

Всего за время поездки нами было отмечено 25 видов хищных птиц и 5 видов сов. Однако главной цели всех наших экспедиций на Кавказ – гнездовий балобана – не удалось достичь, к сожалению, и в этот раз. В районах последних известных его встреч в Буйнакской котловине (Белик и др., 2002; Букреев и др., 2007) мы не смогли даже увидеть этих птиц, хотя места для их обитания на некоторых хребтах там были вполне приемлемы. Очевидно, причина нашей неудачи – лишь в недостатке времени, возможно – в непогоде, сопровождавшей на этот раз почти всю нашу поездку, или в невезении?

Хотя два дня маршрутов в горах – по столь обширному и уникальному по своим природным условиям Дагестану – это практически ничто. Для тщательного обследования и поисков исчезающих видов птиц там нужны недели и месяцы напряженной работы. Только тогда можно делать какие-то выводы!
Пока же, пользуясь возможностью, мы хотели бы поблагодарить здесь доктора биологических наук, заведующего Зоологическим музеем Национального природоведческого музея НАН Украины Евгения Максимовича Писанца, разделившего с нами все невзгоды путешествия, за его дружеское участие в нашей работе, за интересные беседы, лекции и дискуссии на самые различные темы, и особо – за холодное пиво, неизменно появлявшееся по вечерам на нашем столе.

Искренне благодарны мы и Союзу охраны птиц России – за содействие в организации нашей экспедиции.
В.Белик, Ю.Милобог, В.Ветров

Литература

Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В., 2004. Распространение и современная численность ворона в Западном Предкавказье // Стрепет, т.2, вып.1.- С.138-142.

Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В., Гугуева Е.В., 2008.  Заселение орланом-белохво­стом полезащитных лесополос в бассейне Дона и Предкавказье // Стрепет, т.6, вып.1.- С.113-117.

Белик В.П., Милобог Ю.В., Ветров В.В., Маловичко Л.В., 2008. Гнездование белохвостой пигалицы на Восточном Маныче в Калмыкии // Стрепет, т.6, вып.1.- С.118-121.

Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В., Маловичко Л.В., 2008. Гнездование могильника (Aquila heliaca Sav.) в степном Ставрополье // Новiтнi дослiдження соколоподiбних та сов: Мат-ли 3 Мiжнародн. наук. конф. “Хижi птахи Украiни”.- Кривий Рiг.- С.25-27.

Белик В.П., Милобог Ю.В., Ветров В.В., Гугуева Е.В., 2008. Материалы к оценке численности малого подорлика (Aquila pomarina C.L. Brehm) в Краснодарском крае и Адыгее // Новiтнi дослiдження соколоподiбних та сов: Мат-ли 3 Мiжнародн. наук. конф. “Хижi птахи Украiни”.- Кривий Рiг.- С.28-32.

Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В., 2008. Новые адаптивные особенности в гнездовой экологии обыкновенного канюка на Северном Кавказе // Стрепет, т.6, вып.2.- С.41-46.

Белик В.П., Ветров В.В., Милобог Ю.В. Материалы к орнитофауне Таманского полуострова // Бранта, в печати.

Рекомендоване посилання:Белик В., Милобог Ю., Ветров В. Совместные орнитологические исследования на Кавказе. – Український центр досліджень хижих птахів. 06.06.2009. https://raptors.org.ua/105. Дата звернення: .


2 коментарі


  1. Oleg f :

    Отличная поездка! Хороший отчет. Респект!

  2. Michail :

    Очень понравился отчет!Молодцы!

Ви маєте увійти, щоб коментувати.